Они - другие, ушедшие за черту, они среди нас и они истребляют нас...
В.Красиков, доктор философских наук, опубликовано в журнале CREDO NEW
…В мифологии и фольклоре большинства народов мы можем найти поразительные, внушающие одновременно страх, ненависть и любопытство, образы людей, трансформировавшихся в нелюдей, нечисть. Тех, кто живут за счет жизни людей и заражают своим тленом и звериностью любого через укус. Это вампиры и оборотни, ставшие в современной голливудской индустрии чуть ли не «героями нашего времени», как и гангстеры, мафия, блатные. Они составляют уже свои отдельные категории, жанры «искусства» в этой индустрии: гуманизуя, очеловечивая мир этих «других», так что часто люди даже проникаются симпатией к героям - ну что поделать, у разных существ разная жизнь, разное питание.
Я полагаю, что по отношению к группам людей, составляющих костяк, основу криминального мира, саму его «субстанцию» - мафиози, блатным, вполне уместна метафора древней нечисти: вампиров, оборотней. Это интереснейший образ, древний людской архетип, обозначающий тех из нас, кто необратимо, несчастно, но трансформировался, переступил черту, стал буквально «кровным» врагом и, к тому же разносчиком смертельной инфекции. Архетипы оборотня и вампира, к которым, в отличие от Голливуда, отношение в культурах тотально-негативное, разве что с «прожилкой» горестного сочувствия: ну попал, ну пропал, имеют ряд поразительных смысловых коннотаций с отношением к «воровскому миру».
Подчеркиваем, мы говорим о полностью «трансформировавшихся», нелюдях, чье сознание необратимо стало носителем иных ценностей и целей, не о тех, кто «попал, но не пропал», «мужиках» («real man» in USA), кто остается человеком в любых условиях.
Мне представляется, что архетипы вампиров и оборотней есть спонтанные, мистико-философские метафоризации народным сознанием смыслов трансформации людей в нелюдей. Каковы же эти смыслы?
Первое. Рядом с людским миром есть другие миры, нечеловеческие: животный мир и мир мертвых. В норме они параллельны и практически не соприкасаются. Однако некоторые люди, систематически совершающие неслыханные, нечеловеческие преступления, теряют тем самым свою людскую природу, подвергаясь проклятию перехода в некое приграничье между мирами, составляя там свой особый мир изгоев. Ни мертвые, ни животные - «как таковые». Такими сопоставлениями народное сознание обозначает умирание людского в душах и превращение в зверей.
Второе. Хотя предполагается «грехопадение» и основание линий вампиров (Дракула) и оборотней, однако главный ужас от их существования в том, что «болезнь трансформации» смертельно заразна и передается через общение с нелюдями. Ужас в том, что это может случиться с каждым: «от тюрьмы и от сумы не зарекайся».
Третье. Они - другие, ушедшие за черту, но вместе с тем оставшиеся в нашем мире. Они одной ногой там (в мире мертвых, зверей) - по сути, и, вместе с тем, одной ногой у нас - по внешнему облику, по проживанию, пусть и ночному, среди нас.
Они среди нас и они истребляют нас. Они кровопийцы, живущие за счет нашей жизненности, наших радостей, отнимая и поганя их. Вампиры, оборотни - лишь мистические метафоры «отморозков», «нелюдей». Или «мы» или «они» - безжалостная взаимная борьба на уничтожение. Их спасение лишь в нашей жалости и неведении. Но и подобные жалость и неведение вполне объяснимы вполне человечными соображениями.
Трансформация может произойти с каждым, в том числе с близкими вам людьми, людей никогда не оставляет надежда на возвращение заблудших, регенерацию человеческого. Да и кто определит степень необратимости: нелюдь уже или еще есть надежда? Останавливает и смутная интуиция о том, что «зло неистребимо», ибо является частью добра, а нелюди - имманентная производная нас самих и общества. О чем свидетельствует то странное оживление и неожиданное сочувствие злодеям, которое мы начинаем испытывать при их романтизации в фильмах, романах, песнях. Зло ведь - одна из возможностей человеческого выбора, значит один из аспектов нашей свободы.